План мероприятий по патриотическому
воспитанию детей дошкольного возраста
Государственного учреждения образования «Рассветовский детский сад»
2024/2025 учебный год
Название мероприятия |
Время проведения |
Ответственные |
Прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь в средних, старших группах |
Перед началом учебного года Еженедельно перед началом занятий |
Озеракина И.В., музыкальный руководитель, воспитатели дошкольного образования |
Поднятие Государственного флага Республики Беларусь, прослушивание Государственного гимна Республики Беларусь в средних, старших группах в дни государственных праздников: -День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь; - День Конституции; - День единения народов Беларуси и России; - День труда; - День Победы; - День Государственного герба Республики Бе- ларусь и Государственного флага Республики Беларусь; -День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа; - День независимости Республики Беларусь; - День народного единства |
Перед началом учебного года (ежегодно). 14 февраля; 15 марта; 2 апреля; 1 мая; 9 мая; 8 мая; 22 июня; 3 июля; 17 сентября |
Заведующий Ткачева И.В., |
Пешеходные прогулки для детей старшего дошкольного возраста: - посещение памятника воинам, погибшим в годы ВОВ - посещение выставки литературы, посвящённой Великой Отечественной войне в детской библиотеке |
раз в квартал Ежегодно (май месяц) 5 мая 2025 |
воспитатели дошкольного образования
|
Проведение занятий разновозрастной-1 группе в канун государственных праздников, праздничных дней: - Занятие по образовательным областям «Ребёнок и общество», «Искусство. Изобразительная деятельность (конструирование)». Тема «Символы белорусского государства»; - Занятие по образовательной области «Искусство. Изобразительная деятельность (аппликация)». Тема «Моя Республика»; -Занятие по образовательной области «Человек и общество». Тема «Защитник Отечества»; -Занятие по образовательной области «Человек и общество». Тема «Главная книга моей страны»;
- Занятие по образовательным областям «Развитие речи», «Искусство. Изобразительная деятельность. (аппликация)». Тема «Флаг моей страны» (коллективная работа);
- Занятие по образовательной области «Искусство. Музыкальная деятельность». Тема «Гимн моей страны» |
3-я неделя сентября; 3-я неделя января; 3-я неделя февраля 2-я неделя марта 2-я неделя мая 2-я неделя мая |
Воспитатели дошкольного образования средних и старших групп |
Проведение праздничных мероприятий в средних и старших группах в канун государственных праздников и праздничных дней: -День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь; - День Конституции; - День единения народов Беларуси и России; - День труда; - День Победы; - День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь; -День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа; - День независимости Республики Беларусь; - День народного единства |
Февраль; Март; Апрель; Май; Июнь; Июль; Сентябрь |
Заведующий,Ткачева музыкальный руководитель, воспитатели дошкольного образования, Черненкова Т.А., руководитель физической культуры. |
Разработка и информирование родителей о маршрутах выходного дня для детей дошкольного возраста и их родителей: - «Экскурсии к памятникам и захоронениям Великой Отечественной войны» |
Апрель 2025г. |
воспитатели дошкольного образования средних и старших групп |
Организация экскурсий
1. |
«Государственная символика» - экскурсия к флагштоку на центральной площади |
Сентябрь |
Воспитатели |
2. |
«Твае першыя кніжкі на беларускай мове» - экскурсия-путешествие в библиотеку |
Сентябрь |
Воспитатели старших групп |
2. |
«Знакомство со школой» |
Октябрь |
Воспитатели |
3. |
«В гости к главной ёлке города» (центральная площадь) |
Январь |
Воспитатели групп |
4. |
«Улицы нашего города» |
В течение года |
Воспитатели групп |
5. |
«Вас в сказку добрую зовём» (детская библиотека) |
Март |
Воспитатели |
6. |
«Мы помним..» - экскурсия на набережную к Памятнику, установленному на братской могиле |
Май |
Воспитатели |
Энциклопедия Беларуси : Беларусь в фотографиях
Гражданско-патриотическое воспитание
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»
Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. В.А. Сухомлинский. |
Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.
У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.
Родители должны формировать у своих детей положительный опыт “решения конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению без “кулаков” и т.д.
У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.
Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста
- знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
- знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
- может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет;
- знает, что Республика Беларусь— огромная многонациональная страна; что Минск — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
- имеет представления о Белорусской армии, о годах войны, о Дне Победы.
Рекомендации для родителей
- Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
- Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
- Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
- Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
- Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
- Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
- Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.
- Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»
- Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
- Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
- Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
Организация образовательной работы по ознакомлению дошкольников с государственными символами
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к своей Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества. Маленький ребенок, дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников. Но в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции – дело непростое для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас представлений об историческом прошлом Родины невелик, кругозор не так обширен. Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с условиями и особенностями детей группы, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности; адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Начиная со средней группы, детей знакомят с символами государства (гербом, флагом, гимном). Со старшей группы с символами Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василек).
Реализовать эту задачу можно посредством проведения бесед, рассматриванием иллюстраций, игр-бесед, которые можно проводить дифференцированно в утренние и вечерние часы; дидактических игр, которые лучше проводить в индивидуальной форме; игр – путешествий, экскурсий, а также различных досуговых мероприятий и чтения художественной литературы.
Формируя представления детей о государственных символах Беларуси – флаге, гербе, гимне, надо подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают, раскрывают явления. Во всех элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
Так, например содержание беседы о символах Беларуси может быть таким:
— У каждой страны есть свои государственные символы. Это флаг, герб, гимн. К ним надо относиться с уважением (показать иллюстрации с гербом и гимном).
— Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешивают во время праздников, поднимают во время побед. На флаге Беларуси 3 цвета. Красный цвет – знак Солнца, он символизирует богатство, это знак счастливой жизни. (Или: обозначает кровь пролитую защитниками Беларуси). Зеленый цвет – цвет природы, нашей кормилицы, цвет полей и лесов. Это цвет добра, благополучия, мира. Белый цвет – это цвет свободы, чистоты, мудрости. Орнамент из ромбиков символизирует трудолюбие, мастерство белорусского народа.
Государственный флаг Республики Беларусь может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, а также при торжественных мероприятиях, проводимых в учреждении дошкольного образования для взрослых, и в другие памятные даты, в том числе и без использования древка (флагштока), при обеспечении необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.
О гербе можно рассказать то, что они появились очень давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на печатях, на паспорте гражданина Беларуси, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство. Посмотрите на герб нашего государства.
Что на нём изображено?
—Контур Беларуси – зеленый – в лучах восходящего солнца – это наша земля.
—Пучки колосьев – это трудолюбивый народ, который выращивает хлеб.
—Красные цветки клевера – это связь с животным миром. Это корм для лошадей и коров
—Голубые цветки льна – это материал для одежды, символ труда, добра и достатка. Земной шар с восходящим солнцем – мы белорусы дружим со всеми народами, торгуем, обмениваемся изделиями и знаниями
—Красная звезда – символ человечности, знак мужества.
Знакомя детей с гимном Беларуси в начале занятия лучше провести беседу о том, что гимн это самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем гербы и флаги. Гимн исполняется в особо важных случаях, например, тогда, когда героям вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Государственный гимн Республики Беларусь исполняется во время официальной церемонии поднятия Государственного флага Республики Беларусь и иных официальных государственных церемоний.
Государственный гимн Республики Беларусь может исполняться:
— при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь;
— во время торжественных собраний, проводимых государственными органами и иными организациями;
— гражданами во время народных, трудовых, семейных праздников и других торжественных мероприятий при обеспечении необходимого уважения к Государственному гимну Республики Беларусь.
При официальном исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие слушают его стоя (мужчины – без головных уборов, военнослужащие, иные лица, для которых предусмотрено ношение форменной одежды, – в соответствии с законодательством Республики Беларусь).
После беседы следует включить гимн для прослушивания. Слова гимна заучить наизусть можно в нерегламентированной деятельности.
В конце занятия по знакомству детей с символикой Беларуси или в нерегламентированной деятельности можно провести с детьми: аппликацию, лепку, рисование или раскрашивание, флагов, гербов. Также можно провести в индивидуальной форме дидактические игры такие как:
- «Чего не стало?»
- «Третий лишний»
- «Карта Беларуси»
- «Мое имя»
- «Узнай по описанию» и другие.
В нерегламентированной деятельности можно организовать сюжетно-ролевые игры “Мы по улице идем”, “Принимаем гостей”, “Магазин сувениров”, др.
Хто мы?
Мы — беларусы.
Хто ёсць беларусы?
Беларусы — гэта народ, славянскае племя.
Чаму мы называемся беларусамi?
Бо мы нарадзiлiся беларусамi
ускармiлicя з Беларуаскай зямлi, узгадавалiся i
жывём на Беларуci. Хто гэта — белорус?
Беларус той, у чыiх жылах цячэ
беларуская кроў, чые Прадзеды, дзяды i бацькi былi
беларусамi.
Вокруг нас — прекрасный мир! Задумайся над тем, что все в нем имеет свое имя: Иван, Анна, город, машина... Каждое слово, которым ты пользуешься, создано для тебя твоими предками. Совсем коротенькое слово порою означает столь многое, что трудно выразить и долгой речью: мама, дедушка, сад, утро...
Слова — это как бы знаки или символы. Они рассказывают о простых и сложных понятиях. Чем больше знает человек, тем полнее и глубже способен он понять события. В далеком прошлом люди, жившие вместе, образовывали роды и племена. Роды и племена, не желавшие или не умевшие сохранять опыт предков, погибали — слабели и растворялись в других племенах. Те же роды и племена, в которых с почтением относились к заветам и культуре предков, процветали и развивались.
Роды и племена отличались своей одеждой. Они строили особые типы жилищ, изготавливали особую утварь. Эти люди поклонялись своим героям, своим Богам, Солнцу, Земле и так далее.
Нашим предкам приходилось отстаивать свободу и независимость от многочисленных врагов. В жестоких битвах нужно было четко различать своих воинов и не прошенных пришельцев. Роль различий выполняли прежде всего особая форма и окраска щитов, особые виды оружия.
Предки белорусов пользовались округлыми щитами, окрашенными в красный цвет носили белые льняные рубахи и предпочитали копья и боевые топоры.
Необходимость обозначить свои полки отделить их от вражеских и одновременно устрашить врагов и ободрить своих воинов привела постепенно к созданию флага, а украшенный разными "счастливыми приметами" или "знаками судьбы" щит знаменитого воина преобразовался со временем в герб.
А как же выглядит герб нашей страны?
Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. Он представляет собой размещенный в серебряном поле золотой контур Государственной границы Республики Беларусь, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева - цветками льна. Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой в основании Государственного герба Республики Беларусь в две строки начертаны золотом слова "Рэспубліка Беларусь".
Каждая деталь имеет важное значение и дает зримые, наглядные и в то же время важные сведения о нашей стране и нашем народе. Первое, на что обратит внимание каждый, — это зеленый контур территории Республики Беларусь, как она запечатлена на географической карте. Зеленый контур — в золотых лучах восходящего солнца. Контур страны находится в середине герба, образованного венком из колосьев, переплетенных с одной стороны розовыми цветками льна.
Венок (из роз, пальмовых листьев, лавра и т.п.) издревле использовался народами как награда победителю и олицетворял победу. Венок, образований из пучка жита, с древних времен имел священный смысл для всех славянских народов. Славяне верили, что пучок или сноп хлебных колосьев — лучший способ обращения к божественным силам с просьбой о даровании нового урожая и процветания. До сегодняшнего дня многие жители наших деревень ставят в доме сноп или пучок колосьев нового урожая, как залог трудовой удачи в будущем. В прежнее время "дожиночный сноп" почитался чудодейственным и священным, он украшал главный угол хаты — отпугивал злые силы.
Клевер — это символ связи с созидательным миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он — лучший корм. Древние люди справедливо считали, что человек — часть всего мира живых существ, способный сохранить себе жизнь и обеспечить процветание только при условии сохранения и процветания остального животного мира.
Лен — это хлопок Севера, прекрасный материал для одежды. Лен — символ преобразующей мощи труда, знак добра и достатка.
Ниже контура границ Республики Беларусь помещен земной шар с восходящим над ним солнцем и золотыми лучами.
Земной шар — это знак того, что Республика Беларусь воспринимает все народы земли как равноправных друзей и партнеров. Единение Земли и Солнца — главный знак жизни.
Из элементов герба обращает на себя внимание красная звезда.
Пятиконечная звезда — символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов.
Герб обвит красно-зеленой лентой, на которой внизу сделана надпись золотого цвета — "Рэспублiка Беларусь".
Таким образом, герб нашей страны раскрывает себя как яркая и запоминающаяся книга о белорусском народе.
В гербе запечатлены основные национальные и духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, миролюбие.
Герб Республики Беларусь символизирует державную волю народа, он используется всеми государственными органами страны, а также украшает правительственные учреждения, кроме того, все важнейшие документы и печати содержат изображения Государственного герба.
Государственный флаг Республики Беларусь
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально размещенных цветных полос: верхней — красного цвета в 2/3 и нижней — зеленого в 1/3 ширины флага. У древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом фоне, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине — 1:2.
Государственный флаг выражает существенно важные сведения о нашей стране. Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый.
Красный цвет служит знаком Солнца, символизирует кровные узы, братство. Он означает высокое предназначение в судьбе и победу. В старину знатные люди носили красные шапки и красные сапоги.
Зеленый цвет — это цвет природы, цвет полей и лесов, которые издавна занимали основную часть территории нашей страны. Зеленый цвет — цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.
Наконец, белый цвет — это прежде всего цвет свободы, нравственной чистоты и мудрости. И эти качества в своей душе должен свято хранить настоящий сын белорусской земли.
Флаг Республики Беларусь имеет еще одну важную характерную черту — это народный узор, орнамент.
На государственном флаге Республики Беларусь запечатлена часть (фрагмент) наиболее древнего и типичного орнамента. Работа была выполнена в 1917 году простой крестьянкой Матреной Маркевич из деревни Костелище Сенненского уезда. Он означает трудолюбие и трудовое мастерство, как предпосылку всякой счастливой судьбы. В центре орнамента ромб с толстыми "крючками", означающими вечность и движение. Ромбы поменьше — это тоже заклинания — "хлебы", то есть пища, которую нужно понимать, как пищу для духа и тела.
Флаг поднят над зданием, в котором работает президент Республики Беларусь. Флаг Республики Беларусь имеют все исполнительные власти районов, областей, учебные заведения, предприятия, воинские части. Ни один праздник не обходится без государственных флагов.
Нынешние герб и флаг Республики Беларусь приняты в результате всенародного голосования 14 мая 1995 года.
В нашей стране День государственного герба и государственного флага отмечают во второе воскресенье мая.
Чтобы стать настоящим патриотом своей страны, юный гражданин должен знать и с уважением относиться к её государственной символике.
С давних времен герб и флаг считались и считаются во всех странах высшими символами народа, их почитают так же, как родное слово, родной дом, родную культуру и обычай. Они символизируют, олицетворяют для каждого человека, для каждого гражданина Родину.
Государственный герб и флаг нашей Родины воплощают её общественный и политический строй.
Государственный гимн – это торжественная песня, которая символизирует государственное единство. Гимн исполняют и слушают стоя.
Государственный гимн Республики Беларусь написали Михаил Климкович и Владимир Коризна, музыку написал Нестер Соколовский.
Мы, беларусы-мірныя людзі,
Сэрцам адданыя роднай зямлі,
Шчыра сябруем,сілы гартуем
Мы ў працавітай, вольнай сям’і.
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз.
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Разам з братамі мужна вякамі
Мы баранілі рдны парог,
У бітвах за волю,бітвах за долю
Свой здабывалі сцяг перамог!
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз.
Наша любімая маці-Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Дружба народаў – сіла народаў –
Наш заповетны, сонечны шлях.
Горда ж узвіся ў ясныя высі,
Сцяг пераможны – радасці сцяг!
Слаўся, зямлі нашай светлае імя,
Слаўся, народаў братэрскі саюз.
Наша любімая маці – Радзіма,
Вечна жыві і квітней, Беларусь!
Государственные символы Беларуси отражают основополагающую идею равенства всех граждан Республики Беларусь независимо от социальной, национальной и религиозной принадлежности.